Если внезапно в шевелюре появилась небольшая проплешина, или же несколько, это может быть началом гнездной (очаговой) алопеции. Как правило, очаги даже не чешутся, нет абсолютно никакого дискомфорта, кроме психологического. Здесь надо срочно обратиться к трихологу. Потому что очаговая алопеция чревата тотальной потерей волос. Везде – на голове, на лице, на теле.
Алопеция переводится с латыни, как облысение, плешивость. Очаговая (гнездная) алопеция – плешивость, возникающая как отдельные очаги, способные сливаться в единое целое. Изначально очаги небольшие. По форме круглые или овальные, с четко очерченными границами. Волосы по краям истонченные и обломанные, вырывающиеся даже при легком подергивании. Цвет кожи в местах поражений обычно не изменен. Лишь иногда в самом начале болезни кожа приобретает красноватый оттенок и чешется. Но, как правило, симптомы – только очаг/очаги в шевелюре на голове, на фоне полного здоровья и хорошего физического самочувствия. Однако, как серьезный косметический дефект, очаговое выпадение волос сильно бьет по самооценке. Возникает психологический стресс, снижается качество жизни.
Гнездная алопеция: причины и течение болезни
Это аутоиммунная воспалительная патология, локально развивающаяся именно в волосяных фолликулах и иногда в ногтевых пластинах. Иммунные клетки атакуют фолликулы, воспринимая их как чужеродные органы. В результате в дермальном сосочке фолликула прекращают делиться стволовые клетки, из которых образуются кератиноциты и впоследствии кератиновые волокна волосяного стержня. Почему иммунитет вдруг начинает «бунтовать» доподлинно неизвестно. Считается, что очаговое выпадение волос на голове, лице, теле может спровоцировать стресс, наркоз, вирусное/инфекционное заболевание, вакцинация, прием антибактериальных медикаментов.
У патологии нет явного гендерного признака. Гнездная алопеция бывает и у женщин, и у мужчин. У обоих полов отмечена генетическая предрасположенность. Примерно у 20% пациентов болезнь имеется в семейном анамнезе. Однако врачи считают, что показатель более высокий. Просто в легких случаях больные или сознательно не обращаются к трихологу/дерматологу, или вообще не замечают проплешин из-за миниатюрных размеров.
Обнаружив лысые очаги, нужно обязательно сходить к специалисту. Примерно у 70% пациентов очаговая алопеция проходит сама собой. Но в остальных 30% случаев требуется лечение, чтобы отдельные очаги не переросли в тотальное облысение.
Возрастная градация появления первого очага – у 60% больных в районе 20-ти лет, по 20% в детстве и после 40-ка лет. Рецидивы практически неизбежны. У 80% вылеченных пациентов болезнь возвращается в течение 5-ти лет. Если в этот период алопеция о себе не напомнит, то обязательно проявится снова в течение 20-ти лет. Частота и тяжесть рецидивов возрастает при наличии сопутствующих состояний. Это аутоиммунные заболевания щитовидной железы (аутоиммунный тиреоидит), витилиго (депигментация участков кожи), атопические дерматиты, психические заболевания (особенно тревожные и депрессивные расстройства).
В зависимости от симптоматики гнездная алопеция бывает:
• локальная – одна или несколько четких круглых проплешин на голове;
• тотальная – облысение головы, характеризующееся полной потерей волос;
• субтотальная – голова теряет более 40% волос;
• офиазисная – лысая полоса по краю роста волос, обычно на затылке;
• универсальная – потеря волос на голове, лице, теле.
Более легкие формы могут перетекать в более тяжелые. То есть, начинаясь как пара проплешин на голове, алопеция может закончиться абсолютной потерей волос. Поэтому обращаться к врачу рекомендуется как можно раньше, в самом начале развития патологии.
Как лечить гнездную алопецию
Все заболевания неизвестной этиологии (с точно неизвестными первопричинами) не имеют утвержденных терапевтических алгоритмов. Поэтому в арсенале трихологов и дерматологов широкий спектр лечебных мероприятий. То есть, по большей части, аутоиммунная очаговая алопеция (ее причины) лечится методом проб и ошибок.
На основе имеющегося опыта можно говорить, что наиболее эффективная системная терапия – пероральный прием гормональных препаратов, в частности глюкокортикостероидов. В острой фазе допустимо топическое (местное) лечение очагов стероидными мазями/кремами. Самолечение неприемлемо, что в системной, что в местной гормональной терапии. Подбор лекарства и дозировки – компетенция специалиста. Гормоны назначаются с учетом не только состояния волос, но и всего организма. Врач сопоставляет вероятную эффективность лечения гнездной алопеции с рисками осложнений.
Что касается традиционной терапии алопеций (андрогенетической, диффузной) при помощи миноксидила, аминексила и прочих сосудорасширяющих препаратов, то при гнездном выпадении волос их эффективность не доказана. По мезотерапии и плазмолифтингу тоже нет однозначно позитивных данных.
Когда гнездная алопеция пролечена гормонами, можно и нужно стимулировать рост волос. Здесь хорошие отзывы у специализированных лечебных уходов. Например, косметическая линия Селенцин – шампунь, бальзам-ополаскиватель, несмываемый лосьон-спрей – активизирует рост волос на 93% (по результатам клинических испытаний французской космецевтической компании Naturex). Запатентованный компонент Seveov (вытяжка из маки перуанской) в комплексе с кофеином, витамином A и экстрактами трав:
• стимулирует кровоток и ускоряет обменные процессы в коже головы;
• улучшает питание клеток кожи и волосяных фолликулов;
• продлевает анафазу (стадию активного роста волос);
• увеличивает количество волос в стадии анафазы;
• ускоряет переход тонких пушковых волос во взрослую фазу.
Подведем итоги
Мы разобрали, что такое очаговая алопеция, как она проявляется, как ее лечить. Еще раз обращаем внимание, что гормональная терапия в прогрессирующей стадии допустима только по назначению и под контролем трихолога или дерматолога. А быстро отрастить новые волосы на облысевших участках можно при помощи специализированных косметических линий. Выбирайте лечебные, такие как Селенцин для стимуляции роста волос.