Top.Mail.Ru

Чем полезны пептиды для волос

10.09.2020

6862

4.7

Автор Геннадий Абрамцев

Геннадий Абрамцев

эксперт-трихолог

Содержание статьи

Трихология все глубже проникает в тайны биохимии волосяных фолликулов. Процессы роста и выпадения волос изучены вдоль и поперек, давно известно, что приводит к плешивости. Волшебной таблетки от потери волос пока еще нет. Но эффективно замедлять облысение медицина уже умеет. В этой статье разберем пептиды – чем они полезны для волос, как работают, когда актуальна пептидная терапия. 

Чем полезны пептиды для волос

Как пептиды пришли в косметику для волос

У трихологов, дерматологов, косметологов пептиды для волос и кожи на вооружении как минимум 10 лет, и отзывы на них позитивные. Мнение профессионалов дорогого стоит, это не обывательские рассуждения в «болталках» на форумах. 

Отметим, что десятилетие – «возраст» для косметики молодой. Но ведь и сама эстетическая медицина – направление молодое, особенно в нашей стране. Молодое, но набирающее все больший вес. В обществе «зацикленном» на красоте приходится уделять внимание своему внешнему виду. И пептиды для волос, для кожи, как один из эффективных инструментов эстетической медицины, действительно помогают долго сохранять красоту. 

Также отметим, что наука изучает пептиды еще с начала 1970-х годов. То есть выводы по их воздействию на организм уже сделаны. В эстетическую медицину, в том числе в трихологию, пептиды пришли кружным путем – тот факт, что их можно использовать для стимуляции роста волос, стал известен случайно. Такое часто бывает в медицинских и фармакологических исследованиях. К примеру, так же в трихологию пришли миноксидил и финастерид, считающиеся классикой лечения андрогенетической алопеции.

Регенеративные свойства пептидов биохимик Лорен Пикарт открыл в 1973 году. В лабораторных условиях он добавлял к клеткам «старой» печени плазму крови молодых людей – в ответ печеночные клетки начинали синтезировать белки, характерные для молодого организма. Мы не будем лезть в биохимические дебри. Ограничимся выводами, сделанными на основе этого и многих последующих исследований – пептиды запускают в клетках и тканях процессы самовосстановления. 

Пептиды проявили себя как субстанции для роста волос в исследованиях по заживлению кожи. Обнаружилось, что в зонах вокруг обрабатываемых ран волосяные фолликулы увеличивались в размерах. Повышался репаративный потенциал стволовых клеток, содержащихся в дермальных сосочках фолликулов. Они начинали активно размножаться, и далее преобразовываться в кератиноциты, меланоциты и прочие фолликулярные структуры. Упрощенно, кератиноциты – это кератин, основной материал волосяных стержней. Меланоциты – это меланин, пигмент, отвечающий за интенсивность окраски волос. Это значит, что под воздействием пептидов фолликулы лучше функционируют, начинают продуцировать более крепкие, толстые, интенсивно окрашенные волосяные стержни. Трихология просто не могла пройти мимо таких эффектов и взяла пептиды на вооружение.

Что представляют собой пептиды для роста волос

Справедливости ради уточняем, что некорректно говорить о пептидах в привязке лишь к волосам. Просто такова наша тема. А вообще одни и те же пептиды (их комплексы) успешно решают трихологические, дерматологические, косметологические проблемы.

Итак, пептиды против выпадения и для роста волос – это низкомолекулярные части белковых молекул, цепочки из малого числа аминокислотных остатков. 

Не будем погружаться в классификацию по строению. Если коротко, то два аминокислотных остатка – это дипептид, три – трипептид и т.д. до десяти, от десяти до ста – это полипептид, а далее уже белок. 

Более интересна классификация по функциональности, хоть она и довольно условная (у одного пептида всегда несколько свойств). Разбирать по полочкам потенциальные возможности всех известных пептидов мы тоже не будем, это важно для разработчиков и производителей косметики, а не для потребителей. Отметим лишь, что пептиды, применяемые против выпадения волос:

  • стимулируют факторы роста (наши собственные пептиды и гормоны) – запускают процессы самовосстановления клеток и тканей;
  • регулируют метаболизм – нормализуют биохимию (процессы обмена веществ) на клеточном уровне;
  • стимулируют микроциркуляцию – улучшают кровоток и лимфоток, от чего зависят поступление питательных элементов и вывод токсинов.

И это лишь малая толика полезных эффектов. Пептиды в косметике против выпадения волос могут работать как нейромедиаторы, модуляторы, регуляторы пигментации, антибактериальные вещества. Достаточно ввести в состав нужный пептидный комплекс. К слову, по такому же принципу готовятся и коктейли для мезотерапии кожи головы. Можно скомпоновать препарат для решения практически любой проблемы – лечения алопеции, себорейного дерматита и т.д.

Как работают пептидные средства для волос

Пожалуй, наиболее значимая функция пептидов – стимуляция факторов роста в клетках кожи головы и фолликулов. Более того, клетки воспринимают пептиды как собственные факторы роста. Именно факторы роста «раздают» сигналы, стимулируют клеточные структуры на те или иные действия. 

Для наглядности разберем пару примеров. Попадая в клетки дермального сосочка фолликулов, пептиды побуждают стволовые клетки продуцировать кератиноциты и меланоциты. А клетки сосудистого эндотелия начинают разрастаться в более разветвленную капиллярную сеть.

Чем полезны пептиды для волос

По итогу пептиды в средствах для волос, что от выпадения, что для роста, нормализуют жизненный цикл фолликулов, улучшают их функциональность, препятствуют деградации и преждевременной гибели. Увеличивается фаза анагена – активного роста волосяных стержней. Ускоряется переход из телогена в анаген – телоген это фаза, когда «отжившая» волосяная луковица отделяется от дермального сосочка и выпадает вместе со стержнем, одновременно зарождается новая луковица. Улучшается качество волосяных стержней – по диаметру, плотности, эластичности, окраске, блеску. 

Перечисленные эффекты подтверждены. Неудивительно, что пептиды для волос популярны, что на них позитивные отзывы от трихологов и дерматологов. Однако надо учитывать, что медики хвалят брендовые космецевтические и аптечные средства. И небезосновательно. Пептидная косметика – это научные разработки, технологичное производство, испытания в рамках доказательной медицины, сертификация на безопасность. Все это никак не соотносится с продуктами из сегмента масс-маркет. 

Важно и то, насколько биодоступны пептиды в косметике против выпадения волос. Они хоть и мелкие, но с трудом проходят сквозь гидролипидную мантию (защитный кожный барьер). Поэтому в формулы косметических средств обязательно вводятся передовые системы доставки (липофильные цепочки, липосомы и пр.). В ширпотребе транспортеры вообще не используются.

Когда актуальна пептидная косметика

Пептиды – сплошная польза для красоты и здоровья волос, но наиболее востребованная область применения – от выпадения волос. Пептидные средства отлично зарекомендовали себя даже в лечении андрогенной (андрогенетической) алопеции.

Для справки. Андрогенная алопеция (АГА) – генетически обусловленная плешивость и даже полное облысение головы. Это не болезнь, но большая эстетическая проблема, особенно для женщин. Суть в том, что часть фолликулов на голове содержит фермент 5-альфа-редуктазу и чувствительна к половым гормонам андрогенам, а именно к тестостерону. Под воздействием фермента тестостерон превращается в дигидротестостерон, губительный для фолликулов. В его присутствии фолликулы прогрессивно миниатюризуются. Без лечения дело доходит до полной атрофии.

Классическая терапия АГА – миноксидил и финастерид. Оба неплохо заращивают и поддерживают густоту волос на плешивых участках. Оба «богаты» побочками. 

  • Миноксидил это сосудорасширяющее средство. Он мощно стимулирует кровоток в коже головы – усиленное питание восстанавливает функциональность фолликулов, волосы начинают расти. Но от миноксидила бывает нежелательный рост волос на лице, а из-за мощного синдрома отмены не получается делать перерывы в лечении (перерыв = потеря всех выращенных волос).
  • Финастерид это лекарство от аденомы простаты у мужчин. Он эффективно ингибирует фермент 5-альфа-редуктазу, препятствуя синтезу губительного для фолликулов дигидротестостерона. Но негативно сказывается на мужском здоровье, вплоть до развития эректильной дисфункции. И синдром отмены у финастерида тоже имеется.

Пептиды для волос дают все позитивные эффекты миноксидила – спасают от выпадения, заращивают плешь, поддерживают густоту. И при этом у них нет синдрома отмены, то есть можно делать перерывы в лечении. Это несомненное преимущество, ведь андрогенная алопеция требует пожизненной терапии, надо постоянно поддерживать функциональность фолликулов.

Но одними пептидами, к сожалению, не обойтись. Они не выводят за скобки дигидротестостерон, поэтому в терапии АГА обязательны антиандрогены. Безопасная альтернатива финастериду – экстракт карликовой пальмы, растительный ингибитор 5-альфа-редуктазы.

Сочетание пептидов и карликовой пальмы есть в пептидном лосьоне Селенцин. Эффективность в лечении АГА подтверждена клиническими испытаниями. При регулярном курсовом применении лосьон возвращает и поддерживает густоту волос. По результатам исследований французской космецевтической компании Sederma лосьон превосходит классическую терапию андрогенной алопеции:

  • на 41% эффективнее замедляет процессы старения;
  • на 63% сильнее стимулирует рост волос;
  • на 46% лучше укрепляет волосы.
Густых вам волос в любом возрасте!
А чем лечить алопецию у женщин – не проблема.
В современной трихологии для этого есть эффективные средства.