Где купить

Почему выпадают волосы при андрогенной алопеции: отзывы и мнения специалистов

208

0

Содержание статьи

Если волосы истончаются и редеют в зонах лба, макушки, висков, высока вероятность, что это андрогенетическая алопеция. Процесс затяжной. Нет явного обильного волосопада, который заставляет срочно бежать к трихологу. А надо бы. Бездействие здесь может привести к облысению. Ведь как показывают отзывы специалистов о лечении андрогенной алопеции, своевременное обращение к врачу в данном случае имеет ключевое значение.

Алопеция (от лат. alopecia) – плешивость, облысение. Андрогенная алопеция (АГА) – потеря волос, спровоцированная половыми гормонами андрогенами. Статистика говорит, что именно этот тип облысения наиболее распространенный – у мужчин около 80%, у женщин в районе 50% от всех зарегистрированных случаев алопеции.

Как распознать начало андрогенетической алопеции

Симптомы АГА у мужчин – лобная линия роста волос «уползает» назад, лысеет темя. Со временем проплешины сливаются, волосы остаются лишь на висках и затылке.

Симптомы АГА у женщин:

по Людвигу – лоб не затрагивается, истончаются и редеют волосы в области макушки;

по Гамильтону – разрастаются битемпоральные (височные) залысины, процесс в основном начинается в период менопаузы;

по Ольсену – волосы истончаются в области лба и пробора, проплешины расходятся как ветки елки (отсюда другое название, модель рождественской елки).

По каким причинам развивается андрогенное облысение

Генетика

Основной фактор риска – наследственность. Главными «подозреваемыми» считаются гены андрогенного рецептора (AR). Они захватывают андрогенные гормоны и вовлекают их в процесс жизнедеятельности волосяного фолликула. Находятся эти гены в Х-хромосомах. Отсюда мнение, что предрасположенность к АГА передается по материнской линии. Однако по наблюдениям у лысых отцов дети тоже, как правило, в свое время лысеют. Поэтому вероятно, что андрогенетическое выпадение волос, помимо AR, провоцируют и другие гены (как минимум участвуют в патогенетическом механизме).  

Ферменты

Гормоны андрогены, из-за которых развивается облысение, есть абсолютно у каждого человека. И у женщин тоже, хоть андрогены – это мужские половые гормоны. Просто не все они воздействуют на корни волос угнетающе. Фолликулы миниатюризуются, а без своевременных лечебных мероприятий полностью атрофируются, под влиянием дигидротестостерона (ДГТ). Образуется он из тестостерона при участии фермента 5-альфа-редуктазы. Если в фолликулах сразу два фактора риска – гены AR плюс высокая концентрация 5-альфа-редуктазы – вероятность развития АГА стремится к 100%.

Мужские волосяные фолликулы более «насыщены» 5-альфа-редуктазой, чем женские. Поэтому андрогенетическая алопеция у мужчин бывает чаще и более выражена. К тому же в женских фолликулах есть естественная защита – фермент ароматаза, который преобразует тестостерон в гормон эстрадиол (разновидность эстрогенных гормонов). Эстрогены же влияют на волосы исключительно позитивно. Для наглядности, во время беременности, когда уровень эстрогенов сильно повышен, волосы ощутимо густеют. 

Волосяные луковицы, чувствительные к андрогенам, локализуются преимущественно в лобно-теменной зоне головы. Поэтому андрогенетическая алопеция, что у женщин, что у мужчин проявляется как плешивость именно в этой зоне, и иногда на висках. Затылочные фолликулы на андрогены не реагируют, а у женщин здесь еще и повышенный уровень ароматазы. К слову, в случае трансплантации волос именно затылочные фолликулы – оптимальный биоматериал для пересадки.

Воспалительные процессы

Доказано, что андрогенное выпадение волос усугубляется воспалениями в коже головы и фолликулах. Здесь значительная роль отводится гиперактивности сальных желез. Избыток кожного сала – благоприятная среда для размножения грибковых колоний, а это фактор риска себорейного дерматита. Кожа головы чешется, травмируется, воспаляется, легко инфицируется. 

В присутствии бактериальной/грибковой микрофлоры и ее токсичных выделений воспаление течет практически непрерывно. Непрекращающаяся чреда воспалений и заживлений пораженных тканей провоцирует фиброз. Соединительная ткань аномально разрастается, замещает собой живые функциональные ткани. В коже головы образуется множество микрорубцов. Миниатюризованные фолликулы (угнетенные ДГТ) практически не работают, их устья «пустуют» (в норме по ним движутся кератиноциты, их которых и образуются стержни волос) и зарастают (рубцуются). Вот так выпадение волос, начавшееся как андрогенная алопеция, заканчивается необратимым рубцовым облысением.

Другие причины

Важным фактором в патогенезе АГА считается оксидативный (окислительный) стресс. Это про всем известные свободные радикалы – агрессивные супероксиды, которые разрушают все клеточные структуры, приводят к преждевременному старению и гибели клеток. 

Есть теория, что АГА – это именно локальное преждевременное старение, из-за неспособности фолликулов эффективно противодействовать свободным радикалам. А повышенная чувствительность фолликулов к андрогенам здесь рассматривается как сопутствующий отягчающий фактор. Теория имеет право на жизнь. Прогрессирующая АГА – не чреда вспышек негативных симптомов и ремиссий, а непрерывный затяжной процесс, похожий на старение организма в целом. К тому же нет людей глубоко преклонного возраста с густотой волос, как в молодости. Абсолютно у всех волосы сильно редкие и истонченные. То есть по признакам сенильная (старческая) и андрогенная алопеции практически неотличимы. 

Тем не менее, ключевая роль в патогенезе АГА отведена дигидротестостерону, а все остальное – вторичные усугубляющие факторы. Отсюда и принципы терапии. Андрогенетическая алопеция не лечится, к примеру, только антиоксидантами (они присутствуют в терапии и даже имеют хорошие отзывы, но только как часть комплекса). Классическое комплексное лечение – миноксидил плюс ингибиторы 5-альфа-редуктазы, предотвращающие преобразование тестостерона в дигидротестостерон. В последнее время трихологи приветствуют пептидную терапию, а на ранних стадиях АГА даже полностью отказываются от миноксидила в пользу пептидов. 

Как лечится андрогенная алопеция: подробнее про местные препараты

Основная терапия – локальная, при помощи наружных средств. Сегодня есть всего один официально одобренный FDA пероральный препарат. Это финастерид для лечения аденомы предстательной железы у мужчин, среди свойств которого обнаружилась способность блокировать 5-альфа-редуктазу локально, на уровне фолликулов. Однако трихологи с осторожностью относятся к финастериду. У мужчин бывали случаи нарушения потенции, а женщинам он разрешен только после наступления менопаузы. Поэтому рассмотрим именно наружную терапию АГА.

Миноксидил

Сосудорасширяющее средство с многофакторным позитивным воздействием на волосяные фолликулы и клетки кожи головы:

продлевает анафазу (фазу активного роста волос);

стимулирует кровообращение, усиливая питание фолликулов;

препятствуют апоптозу (гибели) клеток сосудистого эндотелия;

увеличивает размеры миниатюризованных фолликулов. 

Андрогенная алопеция действительно довольно эффективно лечится миноксидилом. Если посмотреть любой тематический форум или сайт отзывов, о препарате много положительных мнений, то есть его эффективность подтверждена практически. Однако объективные данные не столь радужные. По данным клинических испытаний рост волос возобновляется только у 40% пациентов. Еще и надо ждать до 6-ти месяцев, чтобы понять, работает или не работает препарат в конкретном случае. Плюс очень проблемный побочный эффект – сильнейший синдром отмены. Резко отменять миноксидил категорически нельзя, иначе в течение месяца выпадут все с трудом выращенные новые волосы.

Пептиды

Это части белковых молекул, то есть родные для любого живого организма структуры. В каждой ткани есть собственные пептиды, которые работают как факторы роста – регулируют жизнедеятельность клеток. Попадая в фолликулы, пептиды из лечебного средства действуют так же, как и миноксидил – препятствуют миниатюризации фолликулов, продлевают фазу анагена, способствуют укреплению и разрастанию капиллярной сети.

В отличие от миноксидила пептиды абсолютно безопасны. Клетки воспринимают их как собственные факторы роста. Процессы самовосстановления запускаются, и при этом нет никаких побочных эффектов.

Антиандрогены

Остановить выпадение волос только миноксидилом и/или пептидами не получится, так как андрогенная алопеция – патология, по большей части провоцируемая дигидротестостероном. Поэтому в терапевтический комплекс обязательно включаются блокаторы андрогенов, а именно ингибиторы фермента 5-альфа-редуктазы. Как мы уже говорили выше, пероральный финастерид трихологи не приветствуют. Предпочтение отдается лечебной косметике с соответствующими компонентами. Это может быть экстракт карликовой пальмы, анагелин (вытяжка из сладкого белого люпина), олеаноловая кислота, цинк, экстракт зеленого чая и пр.

Оптимально, когда андрогенная алопеция лечится сразу по всем направлениям. Удобно, когда лечение выполняется всего одним препаратом. Пример такой терапии – пептидный лосьон Селенцин, в составе которого:

комплекс пептидов – препятствует миниатюризации фолликулов;

экстракт карликовой пальмы – антиандрогенный компонент;

диметиламиноэтанол – мощный антиоксидант, замедляет старение клеток;

экстракт гинкго билоба – стимулирует кровообращение, улучшает питание клеток.

В сравнении со стандартной терапией АГА пептидный лосьон Селенцин укрепляет корни волос на 146% сильнее. Подтверждено клиническими испытаниями. 

Густых вам волос в любом возрасте!
А чем лечить алопецию у женщин – не проблема.
В современной трихологии для этого есть эффективные средства.