Выпадение волос при менопаузе: в помощь пептидная терапия

01.03.2022

964

5

author

Геннадий Абрамцев

эксперт-трихолог

Содержание статьи


В любом возрасте женщины трепетно относятся к состоянию своих волос – в 50 лет не меньше, чем в 30. Однако с годами поддерживать красоту шевелюры становится все сложнее. Фолликулы подвергаются возрастным изменениям, особенно в периоды менопаузы и постменопаузы, когда сильно меняется гормональный фон. В климакс волосы теряют эластичность и блеск, а главное, истончаются и редеют. Можно остановить или хотя бы замедлить процесс? Разберемся.



Выпадающие волосы в период менопаузы – проблема, подтвержденная трихологами и дерматологами. Общество, где внешний вид играет огромную роль в самооценке, «толкает» женщин (всех возрастов) обращаться к специалистам. В группе 50+ основной проблемой является именно поредение шевелюры. То есть взаимосвязь между фолликулами и менопаузой подтверждена статистически. Проще говоря, доказано, что волосы во время и после климакса усиленно истончаются и выпадают. С чем это связано?



Почему и как менопауза влияет на волосы



Биохимия климакса очень сложная. Примерно с 35-ти лет у женщины начинает снижаться фолликулярный резерв яичников. Уменьшается синтез гормонов, необходимых для репродукции. Уже в 45 лет способность к естественному зачатию стремится нулю. И это естественный физиологический процесс, который нельзя остановить, который негативно сказывается на организме в целом и на волосяных фолликулах в частности.



В первую очередь, волосы в период и после менопаузы, «страдают» из-за снижения продукции эстрогенов. Эти гормоны влияют на фолликулы исключительно позитивно, что явно видно во время беременности (как правило, при нормально текущей беременности, без токсикоза и прочих негативных сценариев, локоны шикарно густеют). 



Что дают волосам гормоны эстрогены



Эстрогены продлевают анаген – фазу активного роста в жизненном цикле фолликулов. В цикле еще два фазы: катаген, когда корень волоса отделяется от фолликула, и телоген, когда отделившийся корень вместе со стержнем движется к поверхности кожи и выпадает. Все эти фазы «циркулируют». Долгий анаген (до 6-ти лет) сменяется катагеном (3-4 недели) и затем телогеном (3-4 месяца). Одновременно с выпадением волоса в фолликуле вновь зарождается новый корень, снова начинается стадия активного роста. 



Анагеновых волос на голове примерно 85% от общего объема, а телогеновых около 15%. Так как при беременности эстрогенов много, практически все волосы, которым пришло время выпасть, остаются на голове на 9 месяцев дольше. Плюс появляются новые волосы, на месте выпавших перед зачатием. Отсюда роскошная густота. 



Когда наступает менопауза, гормональный фон тоже «встает с ног на голову». Но сценарий для шевелюры негативный – эстрогенов мало, поэтому волосы выпадают раньше срока. То есть фаза анагена сокращается, волос активно растет уже не 3-6 лет, как в молодости, а всего лишь год-два. 



Диагноз «гипоэстрогения» (дефицит эстрогенов) проявляется еще и как явное старение кожи. На фолликулы атрофия кожи влияет очень и очень сильно, так как эти органы находятся в тесной взаимосвязи. Нарушения обменных процессов в коже усиливают и ускоряют дегенеративные процессы в фолликулах. 



Еще при гипоэстрогении отмечается нарушение эстроген-андрогенного баланса. А преобладание андрогенов – фактор риска облысения даже у женщин репродуктивного возраста, и тем более при менопаузе.



Чем чреваты для волос гормоны андрогены



Прогрессирующее истончение и выпадение волос при климаксе, как правило, провоцируют именно андрогены. На фоне падения уровня эстрогенов и естественного старения клеток влияние андрогенов на фолликулы становится особенно агрессивным.



Трихологи отмечают, что далеко не у всех женщин климакс коррелируется с андрогенной алопецией (когда волосы выпадают из-за андрогенного гормона дигидротестостерона). Согласно лабораторным исследованиям гиперандрогения (избыток свободно циркулирующих в крови андрогенов) зафиксирована только в 39% случаев. Однако почти всегда поредение шевелюры очень похоже на андрогенную алопецию, когда постепенно лысеют пробор и макушка. Почему?



В период менопаузы функция производства андрогенов переходит от яичников к надпочечникам. Причем надпочечники вырабатывают не андрогены, а предшественники андрогенов. В тканях-мишенях, к которым относятся и волосяные фолликулы, они преобразуются в эстрогены. То есть во время климакса эстрогены, жизненно важные для роста сильных волос, синтезируются локально. И только при наличии фермента ароматазы, а ее значительно больше в фолликулах затылочной области. 



На висках и в лобно-теменной зоне головы в фолликулах не только мало ароматазы. Эти фолликулы еще и чувствительны к андрогенам. Здесь преобладает фермент 5-альфа-редуктаза, при участии которого гормон тестостерон преобразуется в дигидротестостерон. Последний приводит к миниатюризации и деградации фолликулов. Поэтому волосы женщины при климаксе редеют преимущественно в зоне макушки. Процесс этот постепенный. Как правило, проходит несколько лет, пока терминальные (зрелые) волосы толщиной более 0,03 мм «вырождаются» в веллусные (пушковые) волосы толщиной менее 0,03 мм. В этот период процесс миниатюризации фолликулов можно остановить и обратить вспять. Но если перестанет расти даже пушок, облысение в данной локации станет необратимым.



Считается, что климакс у женщин всего лишь усугубляет андрогензависимое выпадение волос. Если есть наследственная предрасположенность к андрогенной алопеции, то облысение начнется еще до наступления менопаузы. А если нет, то шевелюра останется густой до самого преклонного возраста. 



Однако, как мы разобрали выше, на волосы женщины при климаксе влияет и дефицит эстрогенов. То есть не факт, что удастся избежать облысения, даже если в роду ни у кого не было андрогенной алопеции. Поэтому фолликулы надо укреплять независимо от наличия/отсутствия факторов риска. Оптимально еще с юного возраста.



Что делать, если выпадают волосы при климаксе



Логично, что раз волосы нуждаются в эстрогенах, надо их восполнять. Однако даже когда менопауза сопровождается серьезными негативными симптомами (психическими расстройствами, приливами, потливостью и т.д.), заместительная гормональная терапия применяется с осторожностью. Так как у эстрогенсодержащих гормональных препаратов слишком много побочных эффектов.



Гормональные препараты, блокирующие чувствительность фолликулов к андрогенам, трихологи тоже не особо приветствуют. Хотя, в принципе, климакс у женщин – фактор, который разрешает лечить выпадение волос финастеридом. Этот препарат доказано эффективно ингибирует фермент 5-альфа-редуктазу, то есть предотвращает преобразование тестостерона в дигидротестостерон и тем самым препятствует миниатюризации волосяных фолликулов. Однако, как и все гормональные средства, он опасен побочками. К тому же изначально финастерид – сугубо мужской препарат, разработанный для лечения аденомы предстательной железы.



Как эффективно и безопасно остановить выпадение волос при климаксе



Для максимальной эффективности терапия должна быть направлена на весь негатив, протекающий в фолликулах и коже головы. Необходимо:



остановить миниатюризацию волосяных луковиц;



подавить преобразование тестостерона в дигидротестостерон;



увеличить стадию анагена (активного роста волос);



замедлить старение клеток.



Сегодня есть наружные средства, работающие по всем перечисленным направлениям, – лечебная косметика на основе пептидов. Разберем ее на примере пептидного лосьона Селенцин.



Пептидами называются мелкие части белковых молекул, длиной от 2-х до 50-ти аминокислот. Пептиды в волосяных фолликулах и коже – это факторы роста, программирующие жизнедеятельность клеток, составляющих эти органы. Так, факторы роста сосудистого эндотелия отвечают за состояние кожной капиллярной сети, через которую в фолликулы поступает питание. А факторы роста кератиноцитов отвечают за продукцию кератина, из которого образуются стержни волос. Когда собственные факторы роста начинают «сбоить», нормальный цикл роста волос нарушается.



Если обильно выпадают волосы (по любой причине – от гормонального сбоя при климаксе, от стресса, от какой-то перенесенной болезни), в первую очередь необходимо восстановить нарушившийся жизненный цикл фолликулов, продлить фазу анагена. Косметика с пептидами успешно решает эту задачу. За счет мелких размеров пептиды легко преодолевают эпидермальный барьер и клеточные мембраны. Клетки воспринимают пептиды как собственные факторы роста – получают сигнал к регенерации, самостоятельно восстанавливаются.



Однако при климаксе только пептидов мало. Надо не только продлить анаген. Надо блокировать негативное влияние андрогенов. Плюс усилить питание клеток, замедлить их старение. В лосьоне Селенцин есть компоненты для этих целей:



экстракт карликовой пальмы – эффективный ингибитор 5-альфа-редуктазы. Останавливает андрогензависимую потерю волос;



диметиламиноэтанол – нейромедиатор. Улучшает кислородный обмен на клеточном уровне, дает антиоксидантный эффект;



экстракт гинкго билоба – стимулятор кровообращения. Регулирует метаболизм, улучшает снабжение клеток кислородом и микроэлементами.



Доказано, что пептидный лосьон останавливает выпадение волос при менопаузе. По этой категории пациенток проводились отдельные клинические испытания. Через 6 месяцев терапии прибавка волос в андрогензависимой зоне в среднем составила 26%. Качество волос тоже улучшилось по всем показателям. 

Густых вам волос в любом возрасте!
А чем лечить алопецию у женщин – не проблема.
В современной трихологии для этого есть эффективные средства.